Интервью с Анаром Бабаевым, директором по рекламе компании "Биплан"
- Добрый день, Анар! Начнем наше интервью с экскурса в историю. Вы в интернет-маркетинге с 2003 года. Чем занимались прежде?
Учился в строительном ВУЗе. Был геодезистом, строил элитные коттеджи и дороги. Вскоре понял, что это совершенно не мое. На отдыхе за границей посчастливилось пообщаться с представителями адалт-бизнеса. Под хорошую выпивку мне удалось разговорить ребят на тему того, как это им в свои юные годы удается помногу зарабатывать и колесить за свой счет по миру.
Беседа велась на пальцах, я мало что понимал. По приезду в Москву мне дали ссылочки на два форума: master-x.com и forum.searchengines.com. Меня больше привлек более цивилизованный подход к бизнесу в Сети. Так я оказался в интернет-рекламе.
- Работали на какую-то компанию или стали фрилансером? Как вообще Вы стали членом команды Биплана?
Смешно вспоминать. Я экспериментировал с сайтом одной строительной фирмы. И
доэкспериментировался до того, что в один прекрасный момент занял топ10 Яндекса по запросу "строительство". :) Мои знакомые были довольны.
Потом, почувствовав уверенность в себе, откликнулся на вакансию тогда еще
никому неизвестного Андрея Веселова. Дальше все всё знают.
- Часто мы разговариваем со специалистами, которые утверждают, что работа на себя – самое эффективное вложение труда. Вы - директор по рекламе в компании «Биплан» - придерживаетесь другой точки зрения?
Я бы по-другому перефразировал, самое эффективное - это работа в команде на себя и на команду. У фрилансеров есть денежный "потолок". Как известно, у них два источника дохода - собственные проекты и клиентские. Один человек, будь он трижды гением, не в состоянии бесконечно наращивать свой оборот.
Как только он пробивает этот "потолок", автоматически переходит в разряд владельцев микробизнеса, а там уже та самая работа на себя и команду.
- Не накладывает ли работа в команде некие ограничения - ответственность за результат работы других людей, например?
Мы всей командой много думаем на этот счет. В идеале хочется, чтобы
ответственность лежала на конкретных исполнителях. Но такое не всегда
возможно по разным причинам.
- В «Биплане» существует кадровый голод?
Да, чудовищный.
Пользуясь случаем, хочу пригласить к нам на работу "головастиков". :) Поверьте, у нас можно реализовать себя на разных должностях: не просто править тексты и покупать ссылки, но и принимать участие в разработке уникальных сервисов, осваивать новые направления в интернет-рекламе.
- Кстати, по поводу кадрового голода. Как "Биплан" борется с текучкой кадров? Как получить в штат опытного сотрудника, который может зарабатывать во фрилансе в разы больше? Как удержать его? Рецепт от Анара Бабаева: ...
У нас текучки почти нет. Если и уходят, то в другие отрасли или открывают свое дело.
Вот эту фразу "который может зарабатывать во фрилансе в разы больше" я готов критиковать.
Что значит "в разы больше"? По ночам клепать "говносайты" и зарабатывать на продаже ссылок можно и находясь в штате.
А для того, чтобы вести клиентов, нужно сочетать в себе три особенности
- умение взять на себя ответственность, искусство убеждения и
непосредственно умение выводить в топ.
Как только сотрудник овладевает всеми тремя навыками, он автоматически
переходит из разряда командных игроков во владельцы микробизнеса.
Остальных можно мотивировать разными способами:
1. Деньгами.
2. Интересной работой и возможностью реализовать себя в полной мере.
3. Знаниями. Я считаю, что даже опытному сотруднику есть чему поучиться у нашей команды и есть куда расти. У нас в офисе сидят профессиональные медийщики, дизайнеры, телерекламщики, менеджеры по контекстной рекламе, которые на том же Директе "собаку съели".
- Назовите несколько ресурсов Рунета, работой с которыми гордитесь.
Клиентские проекты можно посмотреть на нашем сайте. Мы всеми ими гордимся и подходим к каждому проекту с одинаковой отдачей.
Что касается внутренних проектов "Биплана", то хочется выделить поисковую систему по авиабилетам poezdka.ru. И два новых проекта: ссылочно-контекстную биржу promotext.ru и систему оценки эффективности инвестиций в интернет-рекламу adscontrol.ru. У последнего сервиса аналогов в Рунете пока нет.
Есть и свое маленькое хобби - футбольный портал footballguru.org.
- Вы уже давно в интернет-бизнесе, а свой блог появился у Вас относительно недавно. Почему припозднились?
Меня волновали более глобальные проекты. Но появилось желание делиться с другими занимательной и ценной информацией, связанной с моим бизнесом. Заодно себя немного попиарил и утолил графоманский зуд. :) Сейчас, правда, пишу реже, опять ушел в "подполье" за новыми идеями.
- Недавно у «Биплана» появился корпоративный блог. Какие надежды на него возлагаете?
Как говорит Паша Батурин: "Разве не видно, что весь этот блог - типичный бесчеловечный эксперимент, направленный на уничтожение всего живого на планете".:)
О нужности или ненужности дневничка можно подискутировать здесь /blog.biplane.ru/archives/7#comments
- Вы принципиально отказываетесь от работы с сайтами, которые предлагают интим-услуги. Как Вы полагаете, нужен ли жесткий контроль закона в этой сфере веб-бизнеса?
Это вопрос из серии "а нужна ли проституция в России?" Контроль уже и так есть, не зря администраторы самых популярных сайтов с подобными услугами держат свои серверы в южных странах. И эта мера не помогает. Такие проблемы решаются на законодательном уровне.
- «Не стройте иллюзий относительно Рунета» - Ваше пожелание. Русскоязычный сегмент Интернета Вас не воодушевляет?
Те, кто так рассуждает, пусть и дальше так думают. А мы пока будем "строить иллюзии".;)
- Что Вы думаете о росте конкуренции в сфере контекстной рекламы?
Конкуренция будет нарастать. Уже в некоторых сегментах "контекст" стал невыгоден из-за того, что с помощью традиционных инструментов, направленных на сиюминутные продажи, решают политические или медийные задачи. Вся надежда на различные виды таргетинга (соц-дем, персонализация, география) и на образованность рекламодателей.
- А в каких сегментах отдача от контекста выше, чем в seo? Есть ли такие сегменты вообще?
Ой, очень много.
SEO - достаточно инертная штука. Тот же Директ полностью переигрывает SEO в сезонных и событийных запросах.
Вот я, например, собрался ехать на Евро-2008 по футболу, квоты на билеты очень маленькие, "сеошники" только начинают "чесаться", а в Директе уже пошла конкуренция за деньги болельщиков.
Или более яркий пример - "шины". Пока рядовой оптимизатор достигает вершины, сезон уже заканчивается, все сливки снимаются с помощью "контекста".
Кроме того, лишь контекстная реклама позволяет в полном объеме накрывать целевую аудиторию в регионах.
- Если речь идет о продвижении новостного ресурса, какая доля успеха зависит от оптимизатора?
Оптимизатора не стоит подпускать к таким проектам на расстояние пушечного выстрела (разве что аудиты у них заказывать). И это вполне объяснимо: от действий пусть даже самого опытного "сеошника" зависит лишь малая доля успеха новостного проекта.
Здесь нужны журналисты, умеющие создавать рейтинговые новости, также важны маркетологи, которые смогут обеспечить тираж с помощью всех доступных сегодня инструментов рекламы.
Ну и, пожалуй, самая главная задача - построить онлайн-бренд, чему рядовой оптимизатор никак поспособствовать не может.
- Насколько эффективным Вы считаете SMO-продвижение?
Сегодня в сторону пиара (и в SMO, в частности) смотрят почти все крупные компании. И мы их числе. Уверен, что через год-полтора услуга станет массовой. А пока на рынке спрос на подобные мероприятия невелик. Малому и среднему бизнесу хватает возможностей контекстной рекламы и SEO. А у крупных компаний есть свои пиар-отделы.
- Некоторое время назад Вас беспокоила отсталость региональной оптимизации. Сегодня есть причины для оптимизма?
Воз и ныне там. Поисковики все еще недостаточно уделяют внимание персонификации выдачи. По сути, лишь Яндекс двигается в нужном направлении.
А вот региональный рынок интернет-рекламы сам по себе ежегодно удваивается. И этому можно только порадоваться.
- Анар, спасибо за время, которое уделили для написания столь содержательных ответов.
Вам спасибо за вопросы.
Мощный спам помогает быстро поднять и выскрести целевую аудиторию со всех уголков. А сетевая модель сделать этого не может.
К тому же... правильно построенные спам-сообщения с точки зрения информативности в большинстве случаев заинтересуют именно целевых.
skyde, ок, я напишу пост про спам, вот там и подискутируем ;)
Ждем-с.
Известнейший SEOшник, блогер и манимейкер ShoeMoney начал свой 12 недельный курс по интернет маркетингу. Я конечно же не упустил такой шанс и подписался на этот курс.